Прогнозирование фенотипической лекарственной устойчивости туберкулеза на основе генотипа

Ведущая партнерская организация: FZB (Германия)

Эффективный подход к лечению МЛУ-ТБ заключается в подборе схем лекарственной терапии на основе комплексного тестирования резистентности. CARE внесет свой вклад в эти усилия:

  • Помощь в выяснении эпидемиологии МЛУ-ТБ в России и Молдове

  • Разработка структуры прогнозирования фенотипа, основанной на секвенировании всего генома, для анализа устойчивости к лекарственным препаратам второй линии ТБ на основе генотипических данных и упрощения выбора персонализированного лечения.

  • Создание и разработка программного инструмента для прогнозирования фенотипической лекарственной устойчивости на основе генотипа.

  • Характеристика генетических признаков хозяина, которые предрасполагают к внелегочному туберкулезу и  участвуют в повышении восприимчивости к ВИЧ

  • Создание и тестирование пилотной модели персонализированного эффективного лечения МЛУ-ТБ в России и других странах бывшего Советского Союза, а также разработка соответствующих клинических учебных модулей.

Текущие результаты

Heading 1

Heading 1

Мы разработали первую версию программного инструмента для прогнозирования лекарственной устойчивости на основе полногеномного секвенирования (WGS). Инструмент называется «Geno2Pheno [TB]», основан на машинном обучении (ML), и мы определили случайные леса (RF) как наиболее подходящий метод. Мы обучили и оценили множество RF-моделей по различным генетическим характеристикам для 9 важных лекарств (изониазид, рифампицин, стрептомицин, этамбутол пиразинамид, амикацин, капреомицин, флурохинолоны, тиоамиды) с использованием набора до 2000 последовательностей генома Mycobacterium tuberculosis (Mtb). . Полученные в результате модели показали в целом значительно улучшенную производительность (например, чувствительность и специфичность) по сравнению с современным каталогом мутаций, включая известные опосредующие резистентность и доброкачественные мутации.

 

Параллельно мы собрали более 400 клинических изолятов МЛУ-ТБ для полногеномного секвенирования и расширенной фенотипической характеристики из Республики Молдова и Санкт-Петербурга, создав когорту МЛУ-ТБ. С помощью этого недавно созданного набора данных мы в конечном итоге опишем структуру бактериальной популяции и развитие лекарственной устойчивости изолятов МЛУ-ТБ в Восточной Европе, а также оценим инструмент geno2pheno [TB].

Предварительный анализ недавно созданной когорты МЛУ-ТБ позволил идентифицировать варианты генома, участвующие в устойчивости к бедаквилину (BDQ), новому отличительному препарату для лечения лекарственной терапии МЛУ-ТБ.

Heading 1

Этот проект получил финансирование от исследовательской и инновационной программы Horizon 2020 Европейского Союза в рамках грантового соглашения № 825673.

КОНТАКТЫ

Francesca Incardona

 

f.incardona@euresist.org

Genotypic prediction of tuberculosis drug resistance and implementation of effective MDR-TB management

Leading partner: FZB (Germany)

An effective approach to the management of MDR-TB is to tailor drug therapy regimens on the basis of comprehensive resistance testing. CARE contributes to this effort by:

  • Helping elucidate MDR-TB epidemiology in Russia and Moldova

  • Developing a genotype-to-phenotype prediction framework based on whole genome sequencing to infer second-line TB drug resistance from genotypic data and ease the choice of personalised treatment

  • Designing and developing a software tool for phenotypic drug resistance prediction by genotype

  • Characterizing host genetic traits that predispose to extrapulmonary TB and are known to be involved in higher susceptibility to HIV

  • Defining and testing a pilot model intervention of personalised effective MDR-TB treatment in Russia and other countries of the former Soviet Union, and designing associated clinical training modules

Cohorts and DBs

Ongoing results

Heading 1

Heading 1

We developed the first version of the software tool to predict drug-resistances from whole genome sequencing (WGS). The tool is called “Geno2Pheno[TB]”, is based on Machine Learning (ML) and we identified Random Forests (RFs) as most suitable method so far. We trained and evaluated a variety of RF-models on different genetic features for 9 important drugs (Isoniazid, Rifampicine, Streptomycin, Ethambutol Pyrazinamide, Amikacin, Capreomycin, Flouroquinolones, Thioamides) using a set of up to 2,000 Mycobacterium tuberculosis (Mtb) genome sequences. The resulting models showed overall significantly improved performance (e.g., sensitivity and specificity) compared to a state-of-the-art mutation catalogue, including both known resistance mediating and benign mutations.

 

In parallel, we were collecting over 400 clinical MDR-TB isolates for whole genome sequencing and extended phenotypic characterization from the Republic of Moldova and St. Petersburg, creating the MDR-TB cohort. With this newly generated dataset we will eventually describe the bacterial population structure and drug resistance development of MDR-TB isolates in Eastern Europe, and evaluate the geno2pheno[TB] tool.

A preliminary analysis of the newly established MDR-TB cohort permitted to identify genomic variants implicated in Bedaquiline (BDQ) resistance, a new hallmark drug for the treatment of MDR-TB drug therapy.

Heading 1

This project has received funding from the European Union’s Horizon 2020 research and innovation programme under grant agreement No 825673.

CONTACTS

Francesca Incardona

 

f.incardona@euresist.org