Сегодня мы публикуем интервью с Мариной Ридовной Бобковой, доктором биологических наук, главным научным сотрудником отдела общей вирусологии в НИЦЭМ им.Н.Ф.Гамалеи (Россия).
Какова ваша роль в проекте CARE и что мотивировало Вас принять в нем участие?
Я выступаю в роли координатора проекта и занимаюсь одновременно как непосредственным руководством части проекта, связанной с изучением ВИЧ-инфекции и ВГС, так и обеспечением связи между всеми участниками проекта, в том числе и специалистами по туберкулезу, синхронизацией действий и документов, организацией встреч и переговоров.
Мы не впервые принимаем участие в международных проектах, и по опыту я знаю, что каждый раз такая совместная работа дает заметный толчок к развитию лаборатории (примечание: Лаборатория вирусов лейкозов), появлению новых идей, получению новых интересных данных. Причиной нашего участия в текущем проекте стало приглашение со стороны европейских коллег, с которыми мы ранее работали по проблеме лекарственной устойчивости ВИЧ.
В чем, по Вашему мнению, состоит уникальность этого проекта?
Особенность этого проекта прежде всего в его масштабности – как по количеству поставленных задач, включающих исследование сразу трех социально значимых инфекций – ВИЧ, ВГС и туберкулеза, так и по объему материала и данных о пациентах. Некоторые виды исследований являются новыми для российских ученых: например, нас очень радует возможность принять участие в исследованиях по генетике человека в ассоциации с эффективностью лечения и осложнениями лечения ВИЧ-инфекции – эта тема очень интересна, но пока не поддерживается в России.
Другая особенность проекта для российских исследователей – формат участия. Прежде международные исследования в России финансировались, как правило, со стороны международных фондов либо ЕС; в новом формате поддержку российским ученым оказывает только российское Министерство науки. На этом пути мы встретились с большим количеством организационных трудностей, однако приобрели значительный опыт, который, надеюсь, пригодится в будущем.
Расскажите об исследованиях, которые вы проводите в России в рамках этого проекта.
Для ученых, занятых изучением ВИЧ, главной задачей проекта стал сбор обширной коллекции биоматериала и клинических данных о пациентах из двух городов России – Москвы и Краснодара. К этой коллекции мы планируем добавить данные и материал, собранный в России в течение нескольких предыдущих лет.
Параллельно со сбором крови мы проводим анализ генома ВИЧ-1, включая изучение распространенности мутаций лекарственной устойчивости у пациентов, начинающих лечение, и внедрение методологии полногеномного секвенирования. Все образцы крови из коллекции уже переданы в Данию для выполнения анализа генома человека, и мы с большим интересом ожидаем результатов этого анализа.
Важная часть работы – мониторинг эффективности и возможных побочных эффектов у ко-инфицированных ВИЧ-ВГС пациентов, получающих лечение гепатита С. Этой работой занимаются главным образом врачи из Владивостокского центра СПИД.
Ученые из Санкт-Петербурга совместно со специалистами из Германии специализируются на разработке и внедрении биоинформационных инструментов, в первую очередь для борьбы с туберкулезом со множественной лекарственной устойчивостью, распространенность которого в России достигла значительных масштабов. Медики из Архангельска работают вместе с учеными из Лондона; их задача – разработать новые методы ранней диагностики и мониторинга эффективности лечения туберкулеза.
Может ли проект CARE помочь в работе с эпидемией ВИЧ, туберкулеза и гепатита С в России и Европе?
В том, что результаты проекта будут представлять большой интерес для обеих сторон, сомневаться не приходится. Особенно важны они для России, так как скорость роста эпидемий социально значимых заболеваний в нашей стране требует скорейшей реакции со стороны здравоохранения.
Тем не менее для того, чтобы наши результаты стали основой для внедрения новых подходов и методологий в текущих программах лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, гепатита С и туберкулеза, нужно, чтобы на них обратили внимание люди, принимающие решения, то есть министерства здравоохранения, науки и другие руководящие организации. Это очень трудно, но мы будем над этим работать.
Планируете ли вы продолжать сотрудничество с партнерами проекта в будущем?
Во-первых, мы безусловно хотели бы продолжить начатую работу, потому что для всех участников, по моему мнению, очевидно, что мы находимся только в начале пути, и надо обязательно узнать, чем кончится история. Во-вторых, мы сейчас находимся в поиске поддержки для будущего сотрудничества и будем использовать для этого все возможности. Хотим выразить благодарность нашим европейским коллегам и координатору Франческе Инкардона, которые прилагают немало усилий для того, чтобы наши планы могли сбыться.
Kommentarer